Click on the slide!

С надёжным партнёром

партнёрская деятельность

Группа Генеральных Агентов - это абсолютный лидер в России

Подробнее...
Click on the slide!

В надёжной команде

карьера и сотрудничество

Группа Генеральных Агентов - это яркий путь к вершинам успеха в команде лидеров

Подробнее...
Click on the slide!

Под надёжной защитой

программы страхования

Группа Генеральных Агентов - это выгодные программы финансовой защиты

Подробнее...
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks
Главная Публикации Орлята учатся летать
Орлята учатся летать

Татьяна Жукова
РУССКИЙ ПОЛИС 06' 2006

Четыре процента китайцев, купивших полисы страхования жизни, сделали этот рынок привлекательным для мировых гигантов. Компания MetLife, лидер американского рынка страхования жизни, объявила в конце мая о создании в Китае совместного профильного предприятия. В России за несколько дней до этого новый генеральный директор РОСНО Леван Васадзе заявил о том, что компания поторопилась с выводом на рынок в 2004 году компании "Альянс РОСНО Жизнь". Похоже, что MetLife в Россию придет не скоро - пока рынок напоминает едва оттаявшее весеннее поле, в котором пробиваются первые ростки.

Пытаться соперничать с восточными соседями российским страховщикам жизни не стоит. Чтобы продать такое же количество полисов, им нужно пробудить в соотечественниках уровень интереса к накопительным продуктам, многократно превышающий китайский. Четыре процента от более чем миллиардного населения Китая составляют почти половину числа жителей России. Отсюда напрашивается вывод - пока международные гиганты не освоят Китай, российский рынок вряд ли может рассчитывать на инвестиционный бум в этой сфере.

Время определяться

Только год остается до "часа X", когда российские страховщики не смогут сочетать страхование жизни с рисковыми видами в одной компании. Им предстоит определиться с тем, стоит ли овчинка выделки - одно дело, когда за небольшой портфель договоров по накопительному страхованию отвечает небольшой отдел, и другое -когда для этого придется содержать отдельное юридическое лицо, которое первые годы будет работать с убытком в силу особенностей бизнеса. Международный опыт, в частности стран Восточной Европы, показывает, что для получения первой прибыли новой компании по страхованию жизни необходимо семь и более лет. Таким образом, компании, которые начинают работать в сфере "жизни" сейчас, при успешном ведении дел смогут выйти на уровень рентабельности приблизительно в 2012-2017 гг.

Следует отметить, что никто из отечественных аналитиков пока не осмелился озвучить какие-либо оценки развития страховой отрасли в этот период, да и существующие немногочисленные общеэкономические прогнозы носят очень общий характер. Решать же, заниматься ли страхованием жизни, предстоит сейчас. Состояние рынка показывает, что российские страховщики ненамного более решительны в этом отношении, чем их зарубежные коллеги. Когда в 2004 г. вступали в силу изменения законодательства, предписывавшие разделить бизнес на рисковый и накопительный, их настроения были более оптимистичными. Во второй половине 2004 г. один из генеральных директоров крупной страховой компании признавался автору этих строк, что его предприятие вынуждено создавать "дочку" по страхованию жизни с нуля, поскольку опоздало с покупкой какой-нибудь маленькой компании: все подходящие фирмы уже были на тот момент раскуплены. Сейчас эта новая компания уже создана, но на рынке ее пока нет. То же самое справедливо и для значительной части компаний, приобретенных тогда ради лицензий крупными страховщиками. Картина сегмента страхования жизни в первом квартале 2006 г., по данным Росстрахнадзора, демонстрирует, что число участников рынка ненамного превышает три десятка.

Рэнкинг страховщиков

При обработке данных надзора для выбора страховых компаний, работающих в сфере страхования жизни, была использована та же методика, что и при оценке рынка в 2005 г. (см. статью "Классика входит в моду", "РП", № 04 (71) 2006). Ранее были выбраны компании, у которых уровень выплат по страхованию жизни на протяжении 2003-2005 гг. был ниже 50%. Были отсечены компании, у которых на протяжении этого периода происходили резкие колебания уровня выплат.

Сейчас этот список скорректирован с учетом новых компаний с низким уровнем выплат, впервые появившихся на рынке в первом квартале этого года. Кроме того, в него добавлены компании, низкий уровень выплат которых сохранился на протяжении последних пяти кварталов, то есть страховщики, данные которых позволяют предположить о том, что в их портфеле закрыты краткосрочные договоры. В предыдущем списке была также приведена экспертная оценка объема долгосрочного бизнеса компаний системы "Росгосстраха", сейчас она отсутствует. Поскольку среди новых имен первого квартала 2006 г. - компания "Росгосстрах-Жизнь", это свидетельствует о том, что холдинг начал отдельный бизнес на рынке накопительного страхования. Также следует отметить, что в новый рэнкинг не попали те компании, которые за первые три месяца текущего года не заключили договоров по страхованию жизни - например, "Русский Стандарт Страхование", предприятие с участием французского страховщика Cardif.

Данные подтверждают нерешительность крупных участников страховой отрасли в отношении страхования жизни. В перечне не представлены многие ведущие компании по рисковому страхованию.

Корпоративный сегмент играет очень важную роль в формировании показателей рынка. По объему премии в первом квартале 2006 г. на первое место вышел "Нефтеполис", в то время как по итогам 2005г. лидером была компания "СОГАЗ-Жизнь". "AIG Россия" сохранила при этом второе место.

Следует отметить, что компания "Альянс РОСНО Жизнь", которая, по словам Васадзе, рановато вышла на рынок, вплотную подбирается к верхней части рэнкинга. Ее премия по страхованию жизни пока составляет около половины сборов компании "Альянс" - еще одного дочернего предприятия группы Allianz в России. Если "Альянс" занимается в основном обслуживанием ведущих бизнес в России корпоративных клиентов группы Allianz, то "Альянс РОСНО Жизнь" ориентирована на работу на открытом рынке и розничные продажи. Промежуточное положение между ними занимает дальневосточная Колымская страховая компания, которая уже несколько лет работает с накопительными продуктами, осуществляя, в частности, страхование на случай смерти в партнерстве с агентством ритуальных уст. Примечательно, что компании, начавшие операции на рынке страхования жизни, по-разному относятся к значимости этого направления. Стопроцентная доля "жизни" в совокупной премии характерна для новых и относительно новых проектов - таких как "Росгосстрах-Жизнь", "ВСК-Линия Жизни" "Шексна-Жизнь". У "СОГАЗ-Жизнь" и "Альянс РОСНО Жизнь" она меньше 100%, но также занимает практически весь портфель. В то же время у Чешской страховой компании, которая была одним из пионеров на рынке "жизни" и в начале работы в России в январе 2002 г. ориентировалась только этот вид, основную часть премии в январе - марте 2006 г. составили сборы по личному страхованию.

Неосвоенная Россия

Начиная новый бизнес, компания может избрать одну из двух стратегий: либо начать продажи нескольких наиболее перспективных регионах, либо постараться сразу охватить сетью более обширную территорию. Первая стратегия характерна для осторожного вхождения на рынок, когда страховщик только изучает спрос и апробирует технологии, но не уверен в отчетливых перспективах. Вторая стратегия осуществляется в тех случаях, когда имеет смысл торопиться - новый рынок выглядит заманчиво, и надо успеть "застолбить место" раньше, чем его займут конкуренты. Массовое применение второго сценария можно было наблюдать при создании рынка ОСАГО. В страховании жизни - противоположная картина (таблица 2). Компании, которые заключали договоры по страхованию жизни более чем в десяти регионах, можно перечесть по пальцам: это ВСК, "Альянс", "ЖАСО", "Ренессанс-Жизнь", "СОГАЗ-Жизнь", "AIG Россия", Чешская страховая компания. Примечательно, что новый проект ВСК в сфере страхования жизни - "ВСК-Линия жизни" - пока обнаружил присутствие только в трех субъектах РФ.

Все эти компании, кроме одной, располагают сетями, выстроенными в прошлые годы. Белым пятном выделяется только "Ренессанс-Жизнь" - по-видимому, единственный участник рынка, оценивший перспективы страхования жизни с достаточной степенью оптимизма для взрывного роста сети. Эта новая компания, вышедшая на рынок в текущем году, заключила договоры страхования жизни в 19 регионах, обогнав по географическому охвату не только таких страховщиков, как "СОГАЗ-Жизнь", "AIG Россия", Чешская СК, но и материнскую компанию, работавшую только в 13 регионах. Впрочем, несмотря на разницу в числе охваченных субъектов, пока для всего рынка справедлив вывод: вклад регионов очень неравномерен. В таблице 2 представлены доли основных региональных рынков в премии каждой компании. Видно, что она формируется не более чем в трех субъектах РФ, а чаще всего - в одном. Для большинства компаний главный регион - это Москва, но исключений тоже немало - более трети. В ряде случаев очевидно, что мы наблюдаем зависимость показателей премии от наличия крупных корпоративных договоров в данном субъекте РФ. Географические области деятельности компаний не сильно пересекаются: 34 компании представлены в 64 регионах.

Тенденция, однако

Как и следовало ожидать, среди региональных рынков страхования жизни Москва является основным по сбору премии - в первом квартале этот рынок составил 1,569 млрд. рублей, или свыше 70% общероссийской премии (2,139 млрд. рублей). Здесь же работает максимальное количество компаний - 25. На втором месте - Татарстан, оказавшийся на нем благодаря высоким сборам компании "Чулпан" - это можно определить, сопоставив премию "Чулпана" с объемом рынка в 299,6 млн. рублей. Рынок Санкт-Петербурга (39,1 млн. рублей), оказавшийся на третьем месте, в первом квартале 2006 г. оказался на 80% сформирован за счет премии компании "AIG Россия". Это перечисление можно не продолжать - такая же картина будет наблюдаться практически во всех регионах. Исключения -Краснодарский край, Республика Башкортостан, Нижегородская область. Пока провинциальные рынки - это рынки одного страховщика, независимо от того, сколько компаний здесь представлено (кроме Москвы, где их 25, на остальных рынках их не более 10, а в 48 регионах в сегменте действуют от 1 до 3 компаний). Чаще всего позицию лидера занимает "AIG Россия" либо региональный страховщик. Премией свыше 10 млн. рублей оценивались, кроме вышеперечисленных, только восемь региональных рынков - Хабаровский и Краснодарский край, Иркутская, Нижегородская, Свердловская, Ярославская, Самарская и Ростовская области. Таким образом, рынок страхования жизни в России находится в зачаточном состоянии и перспективы его развития весьма туманны. Пока рынок держится на корпоративном страховании спрос на эти продукты со стороны предприятий не имеет тех же корней в корпоративной культуре, что и на Западе. Единичные проекты в сфере розницы пока не принесли результатов, которые привлекли бы внимание. Неуверенность страховщиков и потенциальных инвесторов сохранится до тех пор, пока кому-то не удастся создать спрос. Сейчас предпринимается волна попыток - в частности "Росгосстрах" создает специализированную сеть агентов, появилась массовая реклама в печати ( " ЭргоЖизнь" представила продукт по накопительному страхованию расходов на образование детей). Но опыт предыдущих лет показывает, что осторожное вхождение на рынок в ожидании всплеска массового интереса, к сожалению, этот самый интерес не формирует. Входящим сейчас в российское страхование жизни страховщикам стоит думать в первую очередь не о конкуренции, а о маркетинговых решениях, способных привлечь внимание россиян к новым услугам. Иными словами - создавать этот рынок.

 

Консультации

По всем вопросам финансовой защиты Вы можете получить консультацию у наших специалистов, позвонив по телефону:

или написав по адресу info@gga.ru

 

Голосование

Финансовая защита – ЭТО…