Click on the slide!

С надёжным партнёром

партнёрская деятельность

Группа Генеральных Агентов - это абсолютный лидер в России

Подробнее...
Click on the slide!

В надёжной команде

карьера и сотрудничество

Группа Генеральных Агентов - это яркий путь к вершинам успеха в команде лидеров

Подробнее...
Click on the slide!

Под надёжной защитой

программы страхования

Группа Генеральных Агентов - это выгодные программы финансовой защиты

Подробнее...
Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks
Главная Публикации Воля к жизни
Воля к жизни

Ольга Пугач

Состояние отечественного рынка страхования жизни по-прежнему оставляет желать лучшего: размер премии, собранной "классиками жизни" за первые полгода, не превысил тринадцати процентов от их совокупной премии. В целом на рынке доля страхования жизни в премии по всему добровольному страхованию составила не многим более пяти процентов, что не идет ни в какое сравнение с объемами добровольного имущественного страхования и страхования ответственности. Ton-менеджер одной из компаний первой десятки как-то посетовал корреспонденту "Русского полиса", что в России граждане предпочитают сначала защитить свой автомобиль, потом дом и только после этого вспоминают о значимости собственной жизни. Текущая ситуация на рынке - лучшее тому доказательство. Под влиянием кампании по сворачиванию схем налоговой оптимизации с использованием "жизни", статистика демонстрирует падение объема, рынок топчется на месте. На чем по-прежнему сильны позиции кэптивных компаний и открытых в России дочерних предприятий международных страховщиков.

Согласно закону "Об организации страхового дела в РФ", с 1 июля 2007 г. для осуществления дальнейшей деятельности страховщики должны будут разделить свой бизнес на страхование жизни и "нежизни". Некоторые участники рынка, в частности, группа "Прогресс-Нева", оказались подготовлены к этому событию уже заранее и в течение предыдущих двух лет разделили бизнес по страхованию жизни и "нежизни": общество страхования жизни "Прогресс-Нева" было создано еще в 1994 г., а в 2004 г. второе предприятие группы, страховое общество "Прогресс-Нева", отказалось от лицензии на страхование жизни и переключилось на страхование имущества и ответственности. Также специально для этого вида деятельности были образованы компании "Росгосстрах-Жизнь", ВСК-Линия Жизни, СОГАЗ-Жизнь. Глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев на встрече с представителями прессы при освещении результатов деятельности страховых компаний за первое полугодие 2006 г., говоря о своих ожиданиях от грядущего июля-2007, выразил надежду, что страховщики определятся с профилем своей деятельности заранее, а не спохватятся в последний момент, как это получилось с выполнением требований о достаточности капитала.

 

Любители "жизни"

В целом в первом полугодии 2006 г. компании собрали премию по страхованию жизни в размере 8,89 0 млрд. руб., что составляет только 27% премии за тот же период прошлого года. Доля страхования жизни в структуре премии по всему добровольному страхованию составила 5,16%, в первом полугодии 2005 г. этот показатель равнялся 19%. Выплаты по страхованию жизни уменьшились с 39,6 млрд. до 5,9 млрд. руб. (но в первом полугодии темп роста выплат составил 15%). Уменьшение размера выплат и премии свидетельствует об окончании этапа схем в страховании жизни и сокращении "классики" в преддверии 2007 г. Компании вынуждены либо открывать дочерние предприятия, либо отказываться от операций по страхованию жизни, посчитав, что овчинка не стоит выделки.

По данным ФССН, число участников рынка страхования жизни в первом полугодии составляло 141 компанию, из них только у двенадцати сборы превысили сто миллионов рублей. На рынке есть компании с аномально высоким соотношением выплат к премии, например сибирский "Сургутнефтегаз", собравший за шесть месяцев две тысячи рублей по страхованию жизни и выплативший при этом 9,9 млн. руб. Таким образом, соотношение выплат к премии у "Сургутнефтегаза" составило 494850%. Самарский "Энергополис" за аналогичный период собрал четыре тыс. руб. по страхованию жизни, а выплатил 160 тыс. У обеих компаний доля страхования жизни в структуре совокупной премии не превышает одного процента.

При обработке данных Росстрахнадзора для выбора лидирующих страховых компаний, работающих в сфере страхования жизни, была использована та же методика, что и при оценке рынка за 2005 г. и за первый квартал 2006 г. (см. статьи "Классика входит в моду", № 04 (71) 2006, "Орлята учатся летать", № 06 (73) 2006). Путем анализа данных ФССН был выбран ряд компаний, у которых уровень выплат по страхованию жизни на протяжении 2003 г. - первой половины 2006 г. был ниже 51%. При этом также были отсечены компании, у которых на протяжении этого периода происходили резкие колебания уровня выплат (более 10%).

Рэнкинг приведен в таблице 1. Данные на середину 2006 г. скорректированы с учетом новых компаний с уровнем выплат ниже 50% и отсутствием резких колебаний. Из представителей бизнеса по страхованию жизни компаний системы "Росгосстрах" в списке есть только "Росгосстрах-Столица", кроме того, в первом квартале холдинг начал отдельный бизнес по "жизни" - на рынке заработала компания "Росгосстрах-Жизнь". Для входа в первую пятерку классических страховщиков жизни был достаточен размер премии, полученной компаниями "Социум" и "Геополис", однако обе имели существенные колебания уровня выплат к премии в течение последних шести кварталов, что не дает им войти в рэнкинг "Русского полиса". "Фондовый резерв", ориентированный полностью на "жизнь", никогда ранее не поднимался на пьедестал, однако за первое полугодие собрал 91 млн. руб., был уличен в мошенничестве, и 11 мая Росстрахнадзор начал процедуру ликвидации компании. "РЕСО-Гарантия", показавшая за шесть месяцев текущего года соотношение выплат к премии по жизни ниже 7%, не входит в рэнкинг из-за нестабильности в уровне выплат по данным 9 месяцев 2005 г. Безусловно, также в рэнкинг не попали компании, не заключавшие договоров по страхованию жизни в первом полугодии 2006 г.

На долю верхней пятерки приходится 86,7% премии рынка классического страхования жизни. Сегмент компаний, связанных с крупнейшими отраслями экономики, по-прежнему играет важную роль в формировании рынка. Первое место по объему премии в первом полугодии сохранил за собой "Нефтеполис". Лидер 2005 г., компания "СОГАЗ-Жизнь", с начала текущего года находится на третьем месте после AIG Россия. Компания "Чулпан" сохранила за собой четвертое место в рэнкинге и соседствует с "Альянсом", дочерним предприятием группы Allianz в России. В первой десятке обошлось без значительных изменений: на восьмое место вышел Сибирский страховой альянс с достаточно стабильными показателями деятельности по кварталам, с десятого на седьмое место поднялась Чешская страховая компания, сохранил свои позиции "Ингосстрах ЛМТ". Замыкает первую десятку поднявшаяся на один пункт компания ЖАСО. Из десятки выбыла Военно-страховая компания, находящаяся на одиннадцатом месте после "Ингосстраха ЛМТ" и ЖАСО. По итогам полугодия из числа "классиков" выбыл "Альянс РОСНО Жизнь", "КапиталЪ Страхование Жизни", РАСО, "Шексна-Жизнь" и другие. "Росгосстрах-Жизнь" уступила место в "классиках" компании "Росгосстрах-Столица". Для таких специализированных компаний, как "Росгосстрах-Жизнь", "ВСК-Линия Жизни" и "СОГАЗ-Жизнь", характерна стопроцентная доля "жизни" в совокупной премии.

Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев в середине мая заявил о прекращении деятельности компании "Фондовый резерв" в связи с фактами мошенничества при осуществлении страхования жизни. Решение было принято на основании поступавших в течение 2005 г. жалоб от страхователей о покупке комбинированных полисов страхования жизни на совместном бланке компаний "Федеральный резерв" и "SWS - красный брокер". Третьим участником схемы была канадская компания ISG. Суть мошенничества состояла в том, что премии "Фондового резерва" частично перестраховывались в перестраховочной компании с отозванной лицензией, еще на часть премии покупались векселя "малопонятных компаний". При покупке полиса первый взнос клиент оплачивал в "Фондовом резерве", а последующие платежи должен был осуществлять на счета ISG в банках Германии и Швейцарии. После чего "SWS - красный брокер" получал проценты со счетов ISG за исполнение своих функций. По весеннему заявлению Ломакина-Румянцева, фирмы - участники мошенничества находятся в стадии ликвидации, а их руководство в розыске.

Необъятная целина

Региональное распределение страховщиков в целом остается неизменным (таблица 2): рекордсменами по числу покрываемых бизнесом по жизни регионов являются Военно-страховая компания и "Альянс". Военно-страховая компания представлена в 75 регионах, из них в 55 за последние полгода велись операции по страхованию жизни. Второе место сохранила за собой компания "Альянс", увеличив как площадь покрытия, так и пропорционально количество подразделений, ведущих операции по "жизни" с 28 за первый квартал 2006 года до 39 на конец полугодия. От "Альянса" немного отстает ЖАСО. Если в первом квартале только в 23 регионах ЖАСО работала по "жизни", то к июлю их число достигло 31. Занимающий первое место по размеру премии по страхованию жизни "Нефтеполис" с точки зрения территориального охвата находится на двенадцатом месте: в активе компании только три региона, в которых она ведет операции по "жизни". К тому же почти вся премия у "Нефтеполиса" поступает из Москвы.

Вклад регионов по-прежнему неравномерен: компании предпочитают развивать "домашний бизнес", имея три-четыре представительства, а не идти в массы, покрывая как можно большую площадь. Это связано как с региональным масштабом проводимых операций, так и с социально-экономической и акционерной спецификой работы страховщиков. Сохраняется отмеченная в предыдущем материале цикла ("Орлята учатся летать") в первом квартале 2006 г. тенденция распределения премии по регионам. По объему собираемой премии наиболее перспективным субъектом Российской Федерации для большинства компаний остается Москва. На карте России присутствуют как "белые пятна", например, Республика Саха, Камчатская, Читинская области или Республика Тыва, так и регионы, в которых деятельность компаний пересекается, к последним относятся республики Удмуртия, Башкортостан, Московская, Ленинградская и Свердловская области. Помимо Москвы и Московской области на карте "жизни" по сборам премии четко выделились Ленинградская и Свердловская области и Республика Башкортостан. Судьба тренда Москва по-прежнему остается основным региональным рынком страхования жизни по сбору премии - в первом полугодии 2006 г. на этом рынке "классиками" было собрано 1,7 млрд. руб., что составляет примерно одну пятую часть общей премии по страхованию жизни за первое полугодие. Премией выше 100 млн. руб. также могут похвастаться Татарстан, Саратовская и Пермская области, Башкортостан, Тюменская и Кемеровская области. Петербуржские страховщики собрали на б млн. руб. больше, чем компании, работавшие в Московской области, - 97,7 млн. руб. против 91 млн. руб. соответственно. В Чеченской республике и в республике Ингушетия нулевая премия, в Чукотском автономном округе было собрано 6 тыс. руб. Популярность сохраняют Татарстан и Санкт-Петербург с Ленинградской областью. В значительной части регионов, где собирается значимый объем премии, конкуренция ведется между однимдвумя крупными страховщиками федерального масштаба и несколькими местными компаниями.

Из обеих таблиц видно, что для страховщиков жизни сложно как войти в рэнкинг "классиков", так и остаться в нем: колебания, связанные с непредвиденно высоким соотношением выплат к премии, обусловленными, скорей всего, сезонностью по неклассическим сделкам, способны вывести компанию за рамки принятых "Русским полисом" 51%. Впрочем, рынок страхования жизни в России быстро избавляется от схем, компании поддерживают и развивают корпоративные продукты, которые уже пользуются стабильным, хоть и не слишком высоким спросом. Кэптивные страховщики жизни цепко держат позиции в верхней части списка. Рынок растет, все больше новых компаний располагают показателями, могущими ввести их в список "классиков", однако всплеска интереса к страхованию жизни на рынке не наблюдается. Задача разогрева интереса российского населения к страхованию жизни является по-прежнему самой главной.

Если сравнить ситуацию, сложившуюся на рынке в 2005 и 2006 годах, можно выделить следующую тенденцию: зарплатный бизнес практически умер -для этого достаточно посмотреть на компании-лидеры прошлого года, например "Сириус", "Трансгарант", Столичное страховое общество, Национальная страховая группа. Наша компания была только на тринадцатом месте по итогам полугодия. Сейчас в тройке лидеров два кэптива, которые страхуют сотрудников компаний нефтегазового сектора: "СОГАЗ-Жизнь" и "Нефтеполис" - и "АИГ Лайф". Если говорить о рыночных, некэптивных компаниях, то приятно видеть себя на первом месте. На поле присутствуют и другие рыночные страховщики жизни, но так как они стартовали позже, их результаты пока малы по сравнению с показателями лидеров, однако им легче расти в силу небольшого возраста. Данные по Росгосстраху присутствуют только по регионам, поэтому общая картина неясна, но думаю, по совокупности РГС входит в пятерку лидеров. По моим подсчетам, "АИГ Лайф" растет достаточно активно - на 63% к прошлому году по жизни. Рост происходит и внутри года: во втором квартале по "жизни" мы показали сбор премии на 10% больше, чем в первом. Надеюсь, что этот рост соответствует темпу роста всего рынка классического страхования жизни.

Потенциально рынок огромен, но объемы пока малы и поэтому особой конкуренции не чувствуется. Она присутствует на более развитом московском рынке страхования сотрудников предприятия, борьба идет между крупными российскими и иностранными компаниями за крупных клиентов. Также чувствуется конкуренция за дистрибуцию, за сотрудников, агентов и банков-партнеров. На уровне клиентов-физлиц ее пока не ощущается. В регионах я не вижу активного присутствия кого-то, кроме Росгосстраха. Перспективы роста в регионах очень большие, но мы считаем, что входить в регионы необходимо последовательно, шаг за шагом. Думаю, вскоре в списке будет появляться больше рыночных страховщиков. В то время, как кэптивы ограничены размером своей материнской организации, рыночные компании продолжают расти из квартала в квартал. Я полагаю, мы будем наблюдать преобладающие темпы роста у маленьких компаний. Однако реальные размеры страховых портфелей можно оценить только по резервам.

 

Консультации

По всем вопросам финансовой защиты Вы можете получить консультацию у наших специалистов, позвонив по телефону:

или написав по адресу info@gga.ru

 

Голосование

Финансовая защита – ЭТО…